Сәкен Сейфуллин
(1894-1939)
Биография
Образование
С 1905 по 1908 год учился в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем он учился в Акмолинской начальной приходской школе и в Акмолинском трёхклассном городском училище. Помимо этого в 1912 году обучал русскому языку учеников мусульманского медресе. 21 августа 1913 года Сейфуллин поступает в Омскую учительскую семинарию, где учится с Магжаном Жумабаевым.
В ноябрьском номере (№ 21) журнала «Айкап» опубликовал свою первую статью. С этого времени им начинает интересоваться омская охранка.
В 1914 году стал одним из руководителей первого культурно-просветительского общества казахской молодёжи «Бірлік» («Единство») в Омске. Также в этом обществе его соратниками были Жанайдар Садуакасов, Ныгымет Нурмаков, Абылхайыр Досов и Шаймерден Алжанов.
В 1914 году выходит сборник его стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»).
В 1916 году работает в комиссии по переписке имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвящённое волнениям казахского народа в 1916 году.
С первого сентября 1916 года являлся преподавателем в Бугулинской школе, в основании которой он принимал самое непосредственное участие.
9 марта 1917 года переехал в Акмолинск, где написал стихотворение-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход».
В апреле 1917 года создал общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ» («Молодой казах»). В июле 1917 года Сакен участвует в издании газеты «Тіршілік» («Жизнь»).
С сентября преподавал в новой русско-казахской школе Акмолинска трёхмесячные педагогические курсы.
Сразу после Октябрьского переворота С. Сейфуллин написал стихотворение «А ну-ка, джигиты!», которое считается первым произведением казахской советской литературы. 27 декабря 1917 года установилась Советская власть в Акмолинске. Он был избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он был принят в РКП(б). 1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина «Бақыт жолына» («На пути к счастью»).
Гражданская война
Когда в Акмолинске 4 июня 1918 года произошёл белогвардейский переворот, Сейфуллин был арестован и 5 января 1919 года был отправлен с этапом из акмолинской тюрьмы в Петропавловск. Был помещён в «вагоне смерти» атамана Анненкова, где провёл 47 суток (24 января — 12 марта). В Омске он смог сбежать из колчаковской тюрьмы (3 апреля) и к июлю добрался до родного аула. Через два месяца был вынужден бежать в Аулие-Ата.
Деятельность после Гражданской войны
Но уже 7 мая 1920 года он возвратился в освобождённый Красной Армией Акмолинск и был назначен помощником заведующего административным отделом Революционного комитета (ревкома).
На съезде Советов 26 июля был избран членом исполнительного комитета и назначен заместителем председателя Акмолинского исполнительного комитета Совета народных депутатов, заведует административным отделом, а 12 октября избран членом президиума Центрального Исполнительного Комитета Киргизской АССР.
В ноябре присутствовал на VIII съезде Советов и слушал доклад В. И. Ленина о плане ГОЭЛРО. В 1921 году член чрезвычайной комиссии по присоединению Акмолинской и Семипалатинской областей к Киргизской АССР.
13 июня 1922 года был назначен заместителем народного комиссара просвещения республики и редактором республиканской газеты «Еңбекші қазақ» («Трудовой казах») (позже называлась «Социалистік Қазақстан»).
В ноябре 1922 года III съездом Киргизской (Казахской) АССР РСФСР избран председателем Совета Народных Комиссаров республики (главой правительства Казахстана). На этой должности, он боролся за возвращение казахам их исторически верного названия и придания казахскому языку статуса государственного. 15 февраля 1923 года, в газете «Еңбекші қазақ», вышел материал Сакена Сейфуллина, в котором он написал:
Несмотря на свою занятость продолжал писать стихи и в 1922 году вышел сборник стихов «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»), драмы «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»).
23—30 декабря 1922 года — делегат Х съезда Советов РСФСР и Всесоюзного учредительного съезда Советов СССР, провозгласившего создание Союза Советских Социалистических Республик, избран членом ЦИК.
В апреле 1923 года — делегат XII съезда РКП(б).
22 ноября президиумом Киргизского (Казахского) ЦИК (парламента) на основе решения XII съезда РКП(б) принято постановление о ведении делопроизводства на казахском языке.
Выходят отрывки историко-мемуарного романа «Тернистый путь» в журнале «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан») и стихотворение «Ленин».
После смерти Владимира Ленина Сейфуллин отправился в Москву и возглавил казахскую делегацию на похоронах. После вышла его статья в «Известиях» «В. И. Ленин и пробуждающийся Восток».
7 апреля 1925 года был назначен председателем академического центра при Казнаркомпросе. Так началось его понижение в карьере (с приходом из центра Голощекина в качестве главы Казахстана).
Вышла поэма «Советстан».
В мае 1926 года был назначен заведующим истпарта Казкрайкома ВКП(б).
В декабре 1926 года женился, его женой стала Гульбарам Батырбекова.
В 1927 году был назначен ректором Кзыл-Ордынского института народного просвещения. Вышел альманах «Жыл құсты» («Первая ласточка»), составленного из произведений казахских писателей под редакцией С. Сейфуллина.
С мая 1928 года — лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литообъединения казахской молодёжи, руководитель Казахского института просвещения. С августа 1929 доцент кафедры казахской литературы Казахского педагогического института.
Сакен начинает сбор образцов казахского устного творчества и литературы. В 1932 году издана первая часть его истории казахской литературы как учебник для студентов вуза. 1931 — публикация отрывков из сатирического романа «Наш быт».
В начале 1934 года Сакен Сейфуллин вместе с другими представителями казахской интеллигенции начинает работать в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры. В то время в стенах института была интеграция и координация всей научно-исследовательской работы в области национального культурного строительства, обобщение и сведение в единую базу результатов научных исследований, постройка фундамента культурной политики Казахского ССР. В настоящее время Институт был реорганизован как Казахский национальный научно-исследовательский институт культуры.
Под началом Сакена Сейфуллина структуре стали создаваться секторы — историко-археологический; литературы и фольклора; лингвистики (по изучению казахского, уйгурского и дунганского языков); изобразительных искусств; музыки и хореографии; театра и кино. в Институте трудились и другие известные учёные: видный казахский востоковед и государственный деятель Санжар Асфендияров; один из основателей казахского языкознания, тюрколог, педагог, профессор Худайберген Жубанов; просветитель Конырхожа Ходжиков; великий писатель, классик казахской литературы Мухтар Ауэзов; тюрколог, академик АН КазССР Исмет Кенесбаев; один из основателей казахского языкознания, исследователь казахской филологии Сарсен Аманжолов. В этот период были созданы первые обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения, у истоков которых стояли Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов и Худайберген Жубанов.
12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей Автономной Казахской Республики (входившей в то время в состав Российской Федерации), который объединил всех благонадёжных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнёс как основатель Союза. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров.
В августе-сентябре 1934 года участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей.
С сентября 1934 года — профессор Казахского коммунистического института журналистики.
В 1935 были изданы поэма «Социалистан» и повесть «Айша». Участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве.
26 мая 1936 года первым из казахских писателей был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
24 сентября 1937 года арестован НКВД КССР. Приговорён 25 февраля 1938 года по статьям 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. 21 марта 1957 года реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.
Семья
- Отец и брат Сейфуллина арестованы и расстреляны в 1937 году.
- Жена: Сейфулина, Гульбарам Батырбековна. Родилась в 1908 году, в Карагандинская области, Нуринский район; национальность казашка; образование начальное; проживала в Алма-Атинской области, город Алма-Ата. Арестована 9 апреля 1938 года НКВД КССР. Приговорена: Особое Совещание НКВД СССР 10 июня 1938 года, обвинения по статье 58-12 УК РСФСР. Отбывала наказание 7 лет в лагере А. Л. Ж. И. Р.
- Дети: дочь Лаура, заболела и скоропостижно скончалась в раннем возрасте из-за отъезда жены Гульбарам, которая забрав Лауру, уехала в Москву из-за слухов о якобы тайных встречах Сейфуллина с другой женщиной; вторым ребёнком был сын Аян, после ареста Сейфуллина, жена Гульбарам обивала пороги тюрьмы и кабинеты чиновников, чтобы добиться свидания с мужем. В результате вскоре НКВД отправило Гульбарам в сторону Атбасара, где на берегу Ишима располагалась женская колония Алжир. По дороге, в битком набитом вагоне, сын Аян заболел и умер.
Награды
- Орден Трудового Красного Знамени (1936).
2 марта 2020 года акиматом Астаны принято постановление о присвоении 12 организациям образования имен исторических личностей. С тех пор наша школа носит имя Сакена Сейфуллина. Наша цель – популяризация благородного наследия и нравственной жизни писателя среди современного молодого поколения. В целях повышения интереса подрастающего поколения к творчеству поэта наша школа организует традиционный конкурс «Сакен оқулары» среди школ города.
В 2021-2022 учебном году, по случаю дня рождения поэта, мы провели конкурс «Сакен оқулары» среди школьников городских организации образования совместно с ДЮПСО «Астана дарын» и музеем С.Сейфуллина. Это мероприятие будет проводиться каждый год.
По случаю 30-летия Независимости Республики Казахстан в нашей школе был открыт «Кабинет Сакена». Кабинет создан для того, чтобы побудить будущее поколение прочитать жизнь и творчество Сакена Сейфуллина, героя Алаша, боровшегося за независимость и суверенитет страны, показать политические и социальные взгляды поэта своего времени. и воспитать патриотическое поколение.